добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

7 - Руководство Организацией

БЛОК: ЭЛЕМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА, Кризис-менеджмент

Современные представления о социальном, политическом и бизнес-менеджменте строятся на концепции так называемого кризис-менеджмента, то есть управления в кризисной ситуации, управления кризисом, управления через посредство кризиса.

Концепции менеджмента прошлого века исходили из предположения о стабильности социальной и экономической среды, в которой присходит процесс управления. В этом мало расходились основные школы, начиная от Тейлора и наследовавших ему школ "научного менеджеризма" (А.Файоль, Г.Эмерсон, Л.Урвик, Г.Форд), Макс Вебер, отцы школы "управления социалистическим производством" (А.К.Гастев, Е.Ф.Розмирович, А.А.Нольде, Н.А.Витке, А.Н.Косыгин), школы "человеческих отношений" (Э.Мэйо, К.Арджерис, Ф.Херцберг, Д.Макгрегор, Р.Ликарт, Р.Блэйк), "эмпирической школы" (П.Дракер, Р.Дэвис, Л.Ньюмэн, Д.Миллер), необихевористской школы (Р.Акофф, С.Бир, Л.Берталанфи, Р.Кальман, Р.Люс, Л.Клейн, Д.Форрестер, Н.Джорджеску-Риган). Фактически, сама задача управления в рамках теории менеджмента XX века формулировалась как задача повышения эффективности функционирования в стабильной или предсказуемо, закономерно эволюционирующей среде.

На втором этапе индустриального общества, достигшего своей стабильности как в неокапиталистическом, так и социалистическом своем варианте, такие представления обладали достаточной степенью адекватности. Но даже в этот период жизнь выдвигала задачи, в рамках подобного подхода совершенно не описываемые и неразрешимые.

Эти задачи были связаны с необходимостью реагировать на непредсказуемые события, выводить из прорыва попадавшие в кризис предприятия - попавшие в положение банкрота и подвергающиеся внешнему управлению в рамках западной экономики и неспособные справляться с плановыми заданиями и обеспечивать нужные показатели эффективности в экономике плановой. Их постановка выводила их за рамки собственно предмета классических теорий менеджмента и требовала синтеза новых направлений. Так в математике, например, теория катастроф возникла отдельно от теории оптимального управления, в социологии и психологии конфликтология - отдельно от теории динамики трудовых коллективов, а в экономике теория антикризисного управления - независимо от классических теорий менеджмента.

Антикризисное управление было в экономической теории первым прорывом понимания важности постановки самих задач менеджмента в условиях кризиса. Но сам кризис еще рассматривался как нечто исключительное, как патология. Формулировка задачи антикризисного управления сводилась к "преодолению кризиса", то есть к созданию "стабильной" ситуации, когда становятся действенными методы традиционного менеджмента. Аналогичная постановка задачи имела место в конфликтологии.

Но во второй половине XX века традиционная формулировка задачи менеджмента все более входила в противоречие с практикой. Становилось все яснее, что периоды изменений есть не случайные патологии, а закономерные, неизбежные и важные этапы развития организации, что конфликты не только имеют объективную природу, но имеют функцию способствовать необходимым изменениям. Признание кризисных периодов нормой заставило изменить сам подход и поставить во главу угла не преодоление кризиса, а управление кризисом, не разрешение-устранение конфликта, а управление течением конфликта, перевода его в конструктивное русло.

Последняя четверть прошлого века характеризовалась нарастанием изменчивости технологической, экономической и социальной среды. В этих условиях все более затруднялось функционирование и даже выживание стабильных структур и все больший успех сопутствовал структурам изменчивым. Наконец, к концу века наиболее успешными становятся структуры, находящиеся в процессе перманентных изменений. Теперь уже стабильное состояние начинает восприниматься как патология.

Формулировка задачи менеджмента вновь меняется - теперь его стержнем становится управление процессом изменений, а все остальное лишь дополняет этот процесс. Бизнес обретает непрерывную динамику, все процессы становятся частью процесса непрерывных изменений. Конфликт и перманентный кризис становятся нормой, выживают лишь те, кто в условиях кризиса чувствует себя как рыба в воде.

Теория уже не поспевала за изменением практики. Только к началу нынешнего века осмысление этой ситуации стало фактом научной литературы. Специалисты по управлению кризисом жили консалтингом, и делая на этом деньги не очень стремились делиться секретами своего успеха. Однако, в начале XXI века такой подход к процессу управления в бизнесе и обществе уже является общепринятым в рамках мировой постиндустриальной элиты.

Однако, к этому времени в недрах консалтинговых структур уже вызрел совершенно новый подход к менеджменту. Теперь кризис и конфликт стали рассматриваться не как форма протекания процессов изменений, но как инструмент этих изменений. Необходимость работать на опережение требует не просто управления кризисом, но управления через кризис, через его провоцирование и управление его течением. Целью такого управления является максимальная динамизация организаций, повышающая их адаптивность к социальной среде.

Потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. "Менеджмент изменений" занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты.

Освоив управление кризисом консалтинговые структуры и менеджеры нового поколения пошли дальше - они стали управлять через кризисы. Став инструментом управления изменениями, управляемый конфликт и управляемый кризис превратились в стержень управления политическими, социальными и бизнес-процессами. Завоевание рынка через кризис, продвижение инновации через кризис, захват политической власти через кризис, изменение психологии потребителя через кризис, избирательная кампания как кризис - все это стало нормой с приходом XXI века, определив новое лицо экономического, социального и политического менеджмента.

Осознание этого факта научной литературой происходит с опозданием, в то время как этот метод управления не является абсолютной новацией - новацией становится лишь его массированное применение. Секреты кризис-менеджмента были достоянием политических элит, орденских структур и спецслужб и в прошлые времена, но массовизация владения ими в последнем десятилетии прошлого века дала толчок серьезному развитию их технологии.

В нынешнем веке кризис-менеджмент постепенно становится синонимом менеджмента вообще. Невозможно быть лидером иначе, как владея искусством провоцирования и разрешения конфликта, осознания и разрешения противоречий. Лидером неизбежно оказывается только инициатор изменений, который контролирует течение процесса изменений. Характер социальных процессов в новом веке таков, что малейшая остановка в инициировании изменений означает неизбежную утрату лидерской позиции, утрату накопленного авторитета, харизмы, полномочий. Как говаривала кэрроловская королева попавшей в зазеркалье Алисе, в этом мире необходимо все время бежать, чтобы остаться на месте. А чтобы продвинуться, необходимо бежать еще быстрее.

Разумеется, методы и инструменты, выработанные в рамках традиционных подходов, ни в коем случае не утратили своей адекватности в тех сферах, где существует необходимость в организации неких относительно устойчивых процессов. Прежде всего это относится к сфере производства, в несколько меньшей степени - к социальному обеспечению или индустриальным услугам. Однако, роль сектора, где менеджмент должен целиком базироваться на управлении изменениями, на кризисном управлении, в последние годы возрастает грандиозными темпами - идет ли речь о сфере постиндустриальных услуг, о завоевании рыков, о политических методах управления или о сфере массовых коммуникаций.

В рамках этого блока мы познакомимся с традиционными элементами менеджмента, чтобы затем перейти к изучению политических методов управления, конфликтологии и управления изменениями.




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "БЛОК: ЭЛЕМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА, Кризис-менеджмент"
(раздел "7 - Руководство Организацией"):

Кризис-менеджмент антикризисное управление менеджмент психология бизнес постиндустриальный