добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 24.01.2002

Разговор в письмах

Недавно услышал слово "самоменеджмент". Что это такое, с чем его едят? В некоторых источниках делается упор на организацию времени, и все. Но, наверное, это более полное понятие?

С уважением, Александр.

Самоменеджмент - очередной новомодный термин. В 80-е он преподавался у нас под названием "Техника личной работы". В ЛЭТИ, где я учился, его вел доцент Бушуев с кафедры научного коммунизма. Умнейший был человек. Хотя его курс и был факультативным, его лекции я посещал, хотя не посещал никакие другие, кроме, конечно, лекций профессора Варшавского - лидера нашей научной специальности.

В рамках этого курса нам читались методы самоорганизации, в том числе организации собственного времени, мнемотехнологии, организация информации (тогда еще не было компьютеров и использовались старые информационные технологии - их нам Бушуев и давал). В целом этот курс удовлетворил вчерне мой, семнадцатилетки, интерес к самоорганизации и даже несколько его подогрел. Бушуев помог мне освоить легкую и уверенную манеру публичных выступлений и всунул в Школу молодого лектора при райкоме, научил, как давать точные определения любому предмету и прочим логическим фокусам. Потом многое мне просто не понадобилось, а через год я ознакомился с фрейдизмом и понял, что чисто рационалистическая стратегия личностного роста не работает. Потом я начитался Шепарда, стал вести тренинги, а еще через год начал писать первый вариант "Науки лидерства", так что оставил весь этот самоменеджмент далеко позади.

Впрочем, в последние годы самоменеджмент как дисциплина медленно дрейфует в том же направлении, куда я тогда скакнул. В частности, появился "обогащенный самоменеджмент", где рационалистические методики разбавлены элементами фрейдизма и гуманитарной философии. Такой курс разработал, например, некий г-н Токарев и поместил по адресу http://www.ptpu.ru/issues/6_00/19_6_00.htm. Но в целом это лишь начала и дальнейшая эволюция будет двигаться, очевидно, в направлении содержания нашего курса "Сделать себя". То есть упор все равно придется переносить с техник на самоактуализацию.


Я слышал, что на этой неделе в Москве была неформальная встреча членов Клуба. Почему Вы не объявили в рассылке, когда и где. Может, мне тоже прийти интересно! И многим подписчикам тоже.

Николай

Я не объявил в рассылке о встрече по простой причине: я о ней тоже слышал только нечто туманное, о времени и месте меня объявлять никто не просил. По-моему, с местом и временем они определились в последний час, договорившись по мобильникам. Наверное, отрабатывают навыки революционной конспирации:)


Читаю рассылку и тащусь - вы просто врачеватель девичьих душ! Тонкой нитью черного жемчуга(С) через все ваши ответы проходит великолепное знание женской натуры! Вопрос же мой вот в чем: отчего любые неудачи в жизни личной лишь добавляют мне азарта в достижении общих целей? Как направить энергию либидо и мортидо на достижение гармонии во всем, или мы вЕчная борьба противоположностей?

-- С уважением, Дана

Все в мире есть борьба противоположностей. Точнее, конечно, такое восприятие дел есть особенность нашего восприятия, когда сначала мы моделируем живую материю логикой мертвых абстракций (чему обучил нас Аристотель), а затем, поняв, что на самом деле сущее не ложится в эту схему, пытаемся объяснить себе неизбежность противоречий.

Слово мортидо забудьте, оно из давно устаревших, да и изначально порочных теорий. Воли к смерти не существует, это ошибочная гипотеза, опровергнутая позднейшими исследованиями.

Что касается Вашего вопроса, гадать из общих соображений не возьмусь - это дело индивидуального анализа.


в последней рассылке Вы говорите о "дисциплине мышления", которая является основой логического и математического. Моим детям с учительницей не так повезло как Вам: математику дают как набор правил, и средние успехи в математике у детей объясняются гуманитарной направленностью мышления. Из Вашего письма я поняла, что это не "диагноз" неспособности овладеть математикой на хорошем уровне и поэтому прошу совета: как в домашних условиях развивать эту "дисциплину мышления", в каком возрасте это оптимально делать и когда уже поздно (старшему ребенку 15, младшему 4).

По поводу совести. Мне кажется, что дело не в совести, а в трусости. Я конечно не жила в то время и не знаю как это было страшно, но, говорят, люди закрывали глаза на все чтобы выжить, при этом искали отдушину в искусстве, книгах. Никакой такой совести оправдывающей общую аморальность интеллигенции 60х по-моему нет. Они живут с чувством вины, страха, потерянности. Рабский страх перед властью неверие в свою способность что-то изменить в масштабах страны - впитался в саму суть людей, и дай бог чтобы мы смогли воспитать своих детей свободнее и смелее, чем были наши родители.

И еще. Если я правильно поняла, Вы ставите в вину населению развал СССР, но разве эта страна могла существовать дальше? Я живу на Украине, когда распался Союз мне лично было очень жаль большой и сильной страны, родственных связей с республиками. Но все, что мне казалось ценным оказалось иллюзией навеянной идеологией: никакой дружбы между народами, тихая (иногда и громкая) ненависть к русским и другим народам. Возможно все республики потеряли что-то важное с распадом СССР, но людям, которых я знаю лично и которые голосовали против СССР хотелось свободы, не все они понимали, что ими просто манипулировали жаждущие власти чиновники.

А то что происходит и в России и в Украине сейчас по-моему просто страшно. Все признаки возрождения тоталитарного режима, и никто не возмущается, все как всегда не довольны и никто ничего не делает чтобы что-то менять. Может быть у 80-в, 90-в тоже плохо с совестью?

С уважением, Ольга

Снова вопросы оптом.

1 Если говорить о возрасте, когда учительница математики дрессировала меня на логические задачи, то это был возраст от 15 до 17 (9-10 заключительные классы тогдашней средней школы). Можно начинать и раньше и позже. Доджсон написал учебник логики для малолеток (8-11). По-моему, хороший: за прошедшие 150 лет не устарел. Он там напирает на сориты. Правда, после 30 обучаться логике уже сложнее: мозги начинают сохнуть. Сталин пытался обучать логике членов политбюро, нанял лучших преподавателей, но без особого успеха: до его уровня они даже близко не дотягивали.

2 Думаю, что мы не найдем истины в споре о том, что считать причиной аморального поведения элиты старшего поколения. Думаю, вообще не имеет смысла особо обсуждать ее. Я часто расцениваю произошедшее как вину, а не беду этих ребят, но скорее всего это просто нежелание сильного человека проявить снисходительность к слабости других. На самом деле отсутствие снисходительности само по себе есть признак определенной слабости. В моем случае это связано с определенной психической травмой, вызванной крахом тех планов, которые были в начале 90-х годов прошлого века. Я слишком много знаю о том, какие возможности были тогда упущены и слишком остро переживал это.

С тех пор я существенно изменился и смотрю на происходящее вокруг меня сейчас намного более снисходительно, но что касается травм такого рода, как та - они психоанализом не лечатся, только сведением счетов. Я, кстати, во многом потому и воздерживаюсь от возвращения в политику, что понимаю неминуемость того, что в конечном счете все мои действия будут бессознательно направлены именно к сведению счетов за 93-й год. А сводить счеты неохота - до сих пор каждый раз, когда я в это срывался, было слишком много крови без всякой пользы и кончалось все серьезным объективным ухудшением обстановки. Как учит история, Сулла, наказавший в аналогичной ситуации соучастников преступлений Мария, хотя и был нравственно безупречен в своих действиях, конструктивно ничего не улучшил.

3 Что касается развала СССР, то его я ставлю в вину только двоим, а вовсе не всему населению. Для населения это беда, а не вина. Конечно, мне было крайне неприятно видеть, как целое поколение офицеров изменило присяге, которую давало и имело низость принести вторую (для меня это невозможно в принципе - я один раз присягнул и никогда не присягну второй раз). Но Господь их за это наказал, а я судить не берусь. Тем более, что наблюдая нынче по ночным клубам курсантов, танцующих стриптиз и готовых отдаваться за деньги, я начал немного лучше понимать психологию русских военных и мотивы обращения с ними товарища Сталина. Наверное, мои претензии происходили просто от неадекватного понимания национальной психологии - при том, что я всегда считал, что людей надо принимать такими, каковы они есть.

Но сколько ни проявляй толерантность, все равно обидно, когда есть в мире люди, как доктор Сальвадор Альенде, которые даже в безнадежной ситуации стоят до конца, а мне пришлось иметь дело с такими, как бы это помягче выразиться, личностями, как Горбачев и Руцкой, которые в далеко не безнадежной ситуации сдавали все, даже не шкуру спасая, а пугаясь малейшей необходимости вступить в реальную борьбу, когда до нее доходило. Впрочем, также и Николай II породил своим отречением революцию и хаос, когда никаких объективных оснований к тому не было.

4 А насчет того, что у нашего поколения тоже плохо с совестью - что же тут удивительного. Да и фиг с ними, с шестидесятниками. А разве поколение 30-х, переведшее бумагу с тысячи гектар лесов на взаимные доносы, имеет серьезное отношение к нравственности? Или поколение начала века, доведшее до смертельного накала взаимное наплевательство? Или поколение победоносцевских лет с его трусостью и пошлой рептильностью? Или поколение шестидесятников прошлого века с его нигилизмом и хорошо высмеянным Толстым "народничеством"? Или "потерянное" лермонтовское поколение? Да что уж дальше лезть - ясно, что не в поколениях дело, а кое в чем в другом. И в этом надо отдавать себе ясный отчет, потому что с этим придется жить - так лучше, чтобы не было неожиданностей.

Ключевые слова статьи:

делать курс сделать работы юридические http деньги тренинги молодого история россии компьютеров москве учебник времени техника признаки людей люди никогда доктор Литва сталин горбачев