добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Психология, сновидения, рефлексы (часть 2)


Часть 2
Работа психики

Исследования психики в плане избегания неблагоприятных воздействий наиболее детально проводились психологами поведенческого направления. Например, мотивацию бихевиористы объясняют стремлением снять внутреннее напряжение, когда возникают какие-либо потребности (Hull, 1929). Основой теории научения является "закон эффекта" Э. Торндайка. Согласно этому закону вероятность воспроизведения формы поведения возрастает, если ранее такое поведение приводило к полезному результату (снятию напряжения).

Если рассматривать любой стимул в своём максимальном проявлении как повреждающее воздействие, то абсолютно безопасных и абсолютно полезных факторов окружающей среды не существует и не может существовать. Скорее, наоборот: любой фактор или любая ситуация несут в себе потенциальную опасность. По сути, психика представляет собой сложный механизм отслеживания и оценки степени опасности того, с чем субъект сталкивается в процессе жизнедеятельности, хотя внешний результат этой работы проявляется преимущественно в виде поведенческих устремлений и в меньшей степени в виде избегания.

Похоже, что на разные травмирующие стимулы, психика реагирует одинаковым образом, по единой схеме, подобно тому, как на различные повреждающие воздействия, организм реагирует стрессом - единым комплексом физиологических и морфологических изменений.

При превышении некоего порога повреждающего (травмирующего) воздействия, субъект стремится его избежать. Если избежать не удаётся, включается механизм вытеснения, смещения, а затем и инверсии эмоций. Факт смещения может быть неочевидным. Процесс смещения в широком смысле можно понимать как отдаление опасности в ретроспективном плане, включая и те случаи, когда создаётся иллюзия отдаления опасности. Инверсия же отражает процесс отдаления опасности "по горячим следам" (тоже не обходится без иллюзий).

Ослабление опасности может касается не только смещённых отрицательных эмоций, но и всей проблемы-ситуации в целом. Так как смещение - это временная актуализация только части проблемной ситуации.

Превращение мотивации, возникшей в результате инверсии, в доминирующую и затем сублимация (трансформация одной доминирующей мотивации в другую) происходят не во всех случаях. Вообще, весь этот процесс для конкретного субъекта или конкретного переживания может остановиться на любой стадии, начиная с вытеснения. Или вернуться на предыдущие стадии. Возобновилось действие травмирующего фактора - все начинается сначала.

В рамках темы, обсуждаемой в данной статье, имеет значение:
не характер повреждающего воздействия или травмирующей ситуации, а сам факт их наличия;
не характер эмоций и чувств, а их знак (положительный или отрицательный).

Характер повреждающего воздействия, его биологическая значимость, а также сила воздействия, дают в ответных психических реакциях только частные различия, не противоречащие общей закономерности. Роль частоты и силы стимулирующего (травмирующего) воздействия будет рассмотрена ниже.

Формулировка "закона движения психических образов" и само название предполагают кроме детализации стадий ещё и некий общий план психических процессов в их взаимосвязи (см. 1 ч. статьи). Как вариант, предлагается более конкретная (рабочая) формулировка "закона (принципа) последовательного изменения психических состояний".

"Эмоции и мотивы, возникающие в результате физической или психической травмы, последовательно претерпевают следующие изменения: вытеснение, перенос, инверсию, доминирование, сублимацию".

Термин "перенос" вместо "смещения" можно использовать в тех случаях, когда психический процесс имеет социальный характер. Имея в виду, конечно, "отрицательный перенос" ("положительный перенос" будет включать уже и стадию "инверсии") и более широкое, не только психоаналитическое толкование. Сюда же (к "переносу") можно отнести и большую часть процессов, обозначаемых как "проекция". Это перенос собственных негативных чувств и отрицательных эмоций относительно собственных негативных черт характера на других людей, приписывание им этих негативных чувств и черт характера.

Стадию "усиления" можно ещё назвать "доминированием", что подчеркнёт факт усиления мотивации до уровня доминирующей.

Эмоции, мотивация

В 1 ч. статьи уже прослеживалась в динамике эмоция страха, вызванная падениями, неловкими движениями. На этом и других примерах (и по результатам экспериментальных исследований) видно, что существует большое сходство эмоциональных реакций (в частности, страха) и условно-рефлекторных реакций. То есть безусловно-рефлекторная реакция боли, вызывая сначала генерализацию условного рефлекса, рано или поздно трансформируется в условно-рефлекторную реакцию страха. А эмоции и мотивы деятельности возникающие, по "внутренним" причинам, похоже, мало чем отличаются от эмоций и мотивов, вызванных внешними причинами.

Прежде чем представить какую-либо опасность и эмоционально отреагировать на неё, должна быть предыстория реального столкновения с этой опасностью и опыт реагирования "по горячим следам". Эмоция - это бессознательная оценка ситуации - результат длительной эволюции. Когнитивная оценка ситуации, если она привела к возникновению эмоции, - это в любом случае возвращение к пережитым ранее первичным эмоциям.

Проблематичность определения понятий "эмоция" и "мотив" отмечается многими авторами, особенно - их соотношение. Может быть, что-то проясняет факт, что эти слова имеют общее происхождение от "movere". Так, Х. Хекхаузен (1986) на том основании, что мотивы поведения непосредственно не наблюдаемы относит их к гипотетическим конструктам и считает мотивами такие явления, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. А эмоции или входят в состав мотивов (один подход), или ими являются, как, например, в гедонистических концепциях (другой подход). Есть ещё одна трудность: признание за эмоцией оценочной функции (в смысле когнитивно-оценочной) позволяет ошибочно предполагать, что эмоция вторична по отношению к мотиву и потребности. Или когда такое положение вещей, что мотивы и потребности стоят впереди эмоций, допускается самим автором. В таком случае, чтобы окончательно не запутаться, потребуются более жёсткие определения этих понятий, что тоже является довольно трудной задачей.

Если взять за ориентир условно-рефлекторную теорию, то эмоции в общепринятом их понимании, без сомнения, первичны, а мотивы - вторичны. Собственно, при экспериментальном изучении условных рефлексов И.П. Павлов и обратил впервые внимание на то, что эмоциональное реагирование на внешние раздражители, искажает или отменяет уже сформированные условные рефлексы, по сути, влияя на мотивацию. Хотя на основании этого феномена, названного "внешним торможением" и нельзя прямо утверждать, что эмоции лежат в основе мотивационных процессов, но начало изучению этой проблемы было положено.

П.К. Анохин (1975) в своей концепции "афферентного синтеза", факторы внешнего торможения называет обстановочной афферентацией и для возникновения адекватного поведения учитывает, наряду с действием пускового стимула и обстановочной афферентацией, ещё фактор мотивации и прошлый опыт (память).

П.С. Купалов зависимые от влияния внешней среды рефлексы назвал ситуационными или обстановочными условными рефлексами.

Так, в экспериментальной или естественной обстановке, с возникновением болевой реакции, через какое-то время (возможно, пока ещё не прошла боль), обстановочные сигналы могут уже вызывать условно-рефлекторные реакции (состояние тревоги в стадии генерализации). Если боль сильная, повторяющаяся, то может сформироваться условно-рефлекторная эмоция страха на какой-то один основной сигнал, например, на потерю опоры при падениях. Это тоже «смещение», в более широком его значении (см. 1 ч. статьи). В данном примере, так как сигнал потери опоры не может предупредить падения, кошмарные падения во сне усиливают эту эмоцию страха до такой степени, чтобы произошло ещё одно смещение эмоции, в данном случае на условный сигнал высоты. Далее, если человеку приходится бывать на высоте или его деятельность мотивирована и связана с высотой, то страх высоты со временем ослабляется или заменяется ощущением эйфории. Возможно, это связано с "накоплением" заторможенных условных связей на обстановочные сигналы, которые при повторяемости обстановки свидетельствуют о безопасности основного условного сигнала. Если ситуация контролируема (то есть человек может либо приблизиться, скажем, к обрыву, либо наоборот, если сильно страшно, отойти от края) то эти обстановочные сигналы свидетельствуют (на неосознаваемом уровне), что опасность не так велика. Если что-то повторяется - значит не опасно.

Существующие в подкорковых структурах мозга центры поощрения (удовольствия) и наказания (неудовольствия) - это, вероятно, последние звенья, куда поступают сигналы об источнике опасности (например, сигнал высоты) и обстановочные сигналы, трансформированные в коре головного мозга. Если страх высоты сильный, то, естественно, преобладает активность центров наказания. Если пребывание на высоте привычно, то, видимо, обстановочные сигналы тормозят центр наказания (страха), а соотношение (возможно, каких-то параметров - чисто количественное) обстановочных сигналов и условного сигнала определяет уровень возбуждения центров удовольствия. Так, если условный сигнал (признаки высоты) небольшой силы, а обстановочные усиливаются, то страх высоты проходит или сменяется состоянием эйфории (инверсия). Другими словами, если человек видит дно пропасти (условный сигнал), то страх сильный. А если он видит зелёную траву на краю обрыва и обвязан страховочной верёвкой (обстановочные сигналы), - то страх ослабляется; или видит дно пропасти и обвязан верёвкой - возникает состояние эйфории. Всё зависит от предыдущего опыта, то есть какие условные связи на обстановку были ранее образованы: сколько, какой силы и прочности, степень заторможенности. Следы предыдущего опыта хранятся в коре головного мозга; это промежуточное, но главное звено всех эмоциональных процессов. Начальное звено - уровень спинного, продолговатого мозга - генерирует безусловные рефлексы.

Эмоциональные процессы, как и условно-рефлекторные, постоянно находятся в динамике. Одни раздражители добавляются - другие исчезают. "Застывшего" условного рефлекса, эмоциональной реакции - в природе не существует. Скорее, обычное эмоциональное состояние - это упрочнённые актуальные условные связи с признаками генерализации, когда условную эмоциональную реакцию начинают вызывать новые (похожие на старые) и некоторые обстановочные условные сигналы, а также происходит затормаживание новых и растормаживание старых (ранее заторможенных) условных связей.

Возможно, это одна из причин трудности в определении самого понятия "эмоция" и других понятий эмоциональной сферы: потребности, побуждения, мотива и т. д.

Например, А. Н. Леонтьев (1971,1975) мотив определил как опредмеченную потребность. В. К. Вилюнас (1990) отмечает признаки предметности и у эмоций.

Предметность - основополагающий признак. В условно-рефлекторной теории аналогом ему может быть условный сигнал. А состояние генерализации, когда действие условного (наличие предмета) и обстановочных сигналов может сочетаться, наиболее подходящим будет называть "ситуацией". Собственно, именно в таком смысле этот термин преимущественно и используется.

Образуется следующий ряд основных понятий (движение психических процессов совпадает с направлением по схеме снизу-вверх).

* Доминирующая мотивация
* Цель (подчиненная)
* Мотив (подчиненный)
* Положительная эмоция
* Смещённая отрицательная эмоция
* Отрицательная эмоция. Психическая травма
* Болевая реакция
* Физическое повреждение

Болевая реакция, как безусловный рефлекс, предметна в своей физиологической конкретности. Но со временем появляются признаки генерализации, что будет проявляться реакцией на обстановку состоянием тревоги (предметность, переходящая в ситуацию).

При упрочнении одной из условных связей и затормаживании других (обстановочных), возникает отрицательная эмоция, как реакция на этот условный сигнал (ситуация опять становится преимущественно предметной) - это признак смещения.

Сильная отрицательная эмоция, психическая травма могут приобретать некоторые свойства безусловного рефлекса, способны вторично вызывать генерализацию - образовывать обстановочные связи и выделять среди них один условный сигнал. То есть за смещением может последовать ещё одно смещение (ситуация с затормаживанием обстановочных рефлексов также становится преимущественно предметной).

Далее, отрицательная эмоция опять "обрастает" обстановочными рефлексами (реакциями), которые затормаживаясь и "накапливаясь", влияют на силу проявления основной эмоциональной реакции. В какой-то момент, преобладание сигналов заторможенных обстановочных рефлексов при ослаблении условного сигнала приводит к тому, что знак эмоции меняется на положительный (предметность опять сменяется ситуативностью, но предмет в ситуации тот же) - это признак инверсии.

Мотив (подчинённый) - результирующее эмоциональное состояние, включающее отрицательную эмоцию (результат воздействия или лишения) и воображаемую, пережитую ранее положительную эмоцию, возникавшую при разрешении подобной проблемы. Преобладание первой или второй определяет каков будет мотив - избегание или устремление. (Предмет в ситуации тот же.)

Цель (подчиненная) - осознанный мотив (предметность в ситуации наиболее конкретна).

Доминирующая мотивация - доминанта - включает в себя подчиненные мотивы и цели (предметность в ситуации максимальна).

Ситуативный фактор в перечисленных выше феноменах (стадиях процесса) в любом случае присутствует. Это, главным образом, влияние условных обстановочных, ассоциативных связей доминирующей мотивации. То есть под влиянием доминирующей мотивации образуются новые мотивы путём инверсии отрицательных эмоций в положительные.

Принципиально важным для данных рассуждений является очевидный факт: разделение актуальных в данный момент мотивов и эмоций на главные, доминирующие и подчинённые, второстепенные. Например, потребность в пище - это доминирующая мотивация, а вкусовые ощущения (оценка качества пищи) - подчинённые эмоции и мотивы. Доминирующие мотивации и эмоции ещё называют основными, ведущими, глубинными. Вообще, доминантность мотивации относительна, и существует, пока актуализируются подчинённые мотивы. Подчинённые мотивы и эмоции могут называться ещё производными, ситуативными, конкретными.

Чаще всего, когда говорят собственно о мотивации, речь, видимо, идёт о главной, доминирующей мотивации. А мотив - это, скорее, подчинённое, конкретное побуждение.

Доминирующая мотивация преимущественно неосознанна. Это, например, в состоянии голода - желание еды, как таковой; подчинённый мотив более конкретен и более осознан (когда возникает желание сладкого, солёного, острого и т.д.).

По поводу проблемы взаимодействия доминирующей мотивации и подчинённого мотива, можно привести мнение, что мотивация - это совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986). Если это так, то осознанные по очереди второстепенные мотивы, в разное время и в различных ситуациях, подчинённые какой-то главной мотивации, составляя эту мотивацию, делают её доминирующей, а мотивы в составе этой мотивации - неосознанными. Получается, что подчинённые мотивы, как бы, "подпитывают", усиливают доминирующую мотивацию, за счёт "энергии" которой затем возникают всё новые и новые мотивы.

Эмоции отличаются только знаком и предметностью. Например, предметом эмоции страха высоты является потеря опоры. Такие эмоции относятся к простым.. Сложные эмоции состоят из более простых: зависть - это негативное отношение к кому-то (отрицательная эмоция) и желание иметь то, что он имеет (положительная эмоция привлекательности этой вещи); стыд - это переживание по поводу своего поступка и положительное отношение (симпатия, уважение) к кому-то или к окружающим, и т. д. Однако в действительности, эмоции социального плана, как правило, осложнены механизмами переноса, проекции (смещение, инверсия) и др., и некоторые из эмоций, перечисленных здесь, возможно, могут быть разбиты на ещё более простые. Такое сложение эмоций, вероятно, аналогично тому, что происходит при формировании мотива, когда положительная эмоция возникает на фоне отрицательной и на той же предметной основе. И, похоже, сложение происходит по тем же правилам: это наличие противоположных по знаку эмоций, и наличие общей предметной и ситуативной основы. Аналогичным образом, видимо, происходит сложение положительной доминирующей эмоции и отрицательной подчинённой эмоции. В результате, на предметной основе последней возникает положительная эмоция, а затем и мотив. Положительная эмоция и соответствующий мотив преимущественно ситуативны (хотя при осознании предстают в конкретной, предметной форме) именно потому, что "обременяются" ситуацией доминирующей мотивации.

Сильное влияние доминирующей мотивации может привести к тому, что предметом подчинённого мотива становится повреждающий фактор (например, слишком горячая еда). Вредные привычки, зависимости, девиации поведения характеризуются тем, что мотив, возникший под воздействием очевидно повреждающего (травмирующего) фактора, становится доминирующим. Вообще, разделить раздражители на вредные и полезные невозможно, потому что любой раздражитель при большой силе воздействия - вреден. Отсюда и возникают такие «сбои» в эмоциональной сфере.

Уменьшение повреждающего действия или отдаление опасности (изменение ситуации) вызывает положительные эмоции именно в отношении ослабленного повреждающего воздействия или удалённой опасности (фантомное удовлетворение). И именно потому, что, как уже отмечалось, не бывает абсолютно полезных и абсолютно безвредных окружающих факторов. То есть нет идеальной цели (вообще без всякой вредности) к которой можно было бы стремиться. Но есть оптимальный путь, направление которого совпадает с ослаблением повреждающего фактора. Это направление определяется эмоциями (регулирующая функция): избеганием очень сильного повреждающего воздействия и стремлением к привычному, более слабому варианту этого воздействия. Так повреждающие факторы (в широком смысле) могут становиться привлекательными.

Примеры

В медицине известен эффект снятия боли при применении раздражающих, "отвлекающих" средств. Сильное раздражение на поверхности кожи и слизистых устраняет боль и стимулирует обмен веществ в тех органах, которые нервными путями связаны с раздражаемыми поверхностными участками (эффект, обратный "отражению боли").

В психологии аналогичный феномен известен как «катарсис», «очищение», когда мысленное возвращение к прошлому, переживание заново каких-то неприятных событий даёт облегчение в настоящем.

Пищедобывательное поведение и вкусовые привычки, судя по всему, жёстко регулируются. Например, семена многих растений имеют твёрдую оболочку, что вынуждает животных переключаться на другие источники питания. Люди в этом смысле имеют больший выбор, однако, наличие мелких хрустящих семян придаёт некоторым плодам (земляника, инжир) особую привлекательность. То есть, после раскусывания твёрдых орехов или твёрдых сухарей (предыдущий опыт), становится привлекательным раскусывание мелких семян, хруст чипсов и т. д.

Аналогично возникает привычка к горячим блюдам. Сильно горячее обжигает, но нравится только слегка остывшая еда, и не нравится совсем остывшая. Напитки, наоборот, нравятся только холодными. После жжёного, нравится слегка поджаренное и не нравится приготовленное на пару. Но более важным в этом ряду примеров является восприятие вкусов: сладкого, солёного, острого, горького, кислого и др., а также запахов. На вкусы и запахи здесь главным образом и нацелено действие этой закономерности восприятия.

Этот психический механизм существует для того, чтобы при недостатке доброкачественных продуктов уметь переключаться на менее доброкачественные (те, которые есть в наличие), вызывающие большее раздражение. Чем сильнее мотивация голода, тем более приемлемыми станут небезопасные продукты (инверсия восприятия чрезмерных вкусовых раздражителей), а также, с другой стороны, и слишком пресные (инверсия негативного восприятия недостаточности раздражителей).

То же самое (избегание и чрезмерных раздражителей и слишком слабых) наблюдается и в других примерах. Нас настораживают не только громкие звуки, шум, но и полная тишина. Бывает, что утомляет слишком тесное общение, но и одиночество бывает втягость. Здесь также ситуация недостаточности раздражителей воспринимается как "пресная", и, видимо, только те слабые сигналы вызывают дискомфорт, которые запечатлевались ранее в своём чрезмерном варианте.

Пример из области зрительного восприятия. Согласимся, что большое родимое пятно делает внешность менее привлекательной. Однако небольшая родинка придаёт внешности некую пикантность, привлекательность. Полное же отсутствие родинок и других мелких дефектов кожи, как после применения пудры, делает лицо неестественным, маскообразным. То есть положительные эмоции вызывает сигнал средней силы (небольшая родинка). Сильный сигнал и очень слабый сигнал вызывают отрицательные эмоции.

Действие таких природных факторов, как холодный дождь, сильный ветер, буран или, наоборот, жара, неизменно вызывают отрицательные эмоции. Эти же факторы меньшей силы становятся уже приятными: лёгкий ветер, теплый дождь, умеренный снегопад, или когда в жаркую погоду начинает спадать полуденный зной, то это уже воспринимается как желанная прохлада. Лишение всех этих факторов, - например, длительное пребывание в помещении - вызывает дискомфорт.

Эффект тренировки. После больших нагрузок с лёгкостью выполняется то, что до тренировок выполнялось с трудом.

После физической нагрузки во время отдыха возникает состояние удовлетворения, приятного мышечного расслабления. С другой стороны, напряжение мышц после длительного бездействия тоже вызывает удовлетворение (например, после сна или длительного сидения возникает желание "потянуться").

Даже незначительное временное облегчение или успешное выполнение делают трудную, сложную работу привлекательной, интересной. В этом случае, в дни отдыха, человек тяготиться бездельем, мысленно возвращается к своей работе.

Сон и сновидения

В эволюционном плане сон теплокровных, имеющий быструю (парадоксальную, БДГ) и медленную фазы, стал своего рода компромиссом между потребностью в отдыхе с одной стороны и требованием безопасности, необходимостью адаптации к холоду во время сна - с другой. Похоже, что медленная фаза - основная, самая древняя часть сна. Быстрый же сон в связи с теплокровностью мог возникнуть из механизма подобного разогреванию при выходе из состояния спячки (спячка - это замедление всех функций с понижением температуры тела). Возможно, при переходе к теплокровности существовали виды уже теплокровных животных, у которых суточный сон был ещё похож на оцепенение (у некоторых очень мелких теплокровных подобное оцепенение наблюдается и сейчас). Такой сон-оцепенение на каком-то этапе эволюционного развития мог иметь не только суточный ритм, но и многократные циклы (оцепенение - разогревание) в течение одних суток или только ночью. То есть, как в современной структуре сна, что оказалось очень ценным приобретением и закрепилось у преобладающего числа видов теплокровных животных.

Быстрая фаза сна гарантирует мгновенное возвращение сознания, способность к ориентации при пробуждении во время или по окончании этой фазы. Парализованное состояние в эту активную фазу позволяет животным оставаться скрытыми от хищников. Все это повышает безопасность, и, возможно, даже быстрые движения глаз у спящего, видимые для окружающих (сигнал для приблизившегося, что спящий вот-вот проснётся), выполняют ту же функцию.

Ещё смена циклов медленной и быстрой фаз позволяет не допустить переохлаждения, которое может наступить в медленную фазу сна. Например, у слонов (которым из-за своей массы трудно переохладиться) этот цикл достигает 2 часа. Для сравнения: у мелких животных он может длиться не более 10 минут. Причём не менее четверти цикла занимает период "разогревания" - то есть быстрая фаза. У человека цикл сна занимает промежуточное положение - около 90 минут.

Для отдыха и восстановления психических функций более важным, по-видимому, является медленный сон. Это подтверждают и эксперименты с депривацией сна. В эту фазу наблюдается наиболее глубокое торможение ЦНС, нейтрализуются (вытесняются) переживания прошедшего дня, что способствует восстановлению психического равновесия (бывает достаточно и нескольких минут дремотного, поверхностного сна). Однако, более сильные, актуальные переживания, не прошедшие "сита" медленного сна, "подхватываются" последующей быстрой фазой сна и становятся темой сновидений. А сновидения, в свою очередь, способствуют смещению этих переживаний ("переработка" информации) путём осознания "символов" или увеличивают вероятность осознания этих "символов" во время бодрствования (возможно, в тех случаях, когда сны не запоминаются). Все эти процессы снимают напряжение, и, вместе с тем, способствуют сохранению в памяти признаков возможной опасности. Часто в сновидениях один сюжет может вместить в себя много различных волнующих тем, связанных множеством ассоциаций. Такая концентрация событий в необычных сочетаниях - сгущение, драматизирование (термины из работ З. Фрейда) - усиливает эмоциональный эффект. Именно такие сны чаще всего и запоминаются, то есть осознаются. Чем больше ассоциаций, тем важнее информация и, следовательно, тем больше она заслуживает внимания.

Сновидения имитируют реальные события, то есть используют тот язык, который нам доступен. Функция мозга - восприятие реальных событий происходящих одно за другим, реагирование на ситуации. Когда появилась необходимость (в филогенетическом смысле) отслеживать трудно прогнозируемые, опасные ситуации (например, связанные с гравитацией), которые наяву возникают достаточно редко, чтобы нарабатывался необходимый опыт, тогда и появился механизм сновидения. Таким образом, функция сновидения несколько отличается от функции сознания, а средства те же: способность воспринимать череду событий, пусть и сгенерированных (пример целесообразности в живой природе: использование имеющихся ресурсов, механизмов для выполнения новых или дополнительных задач).

Инстинкты

Трудно представить, и на примере инстинктов это тоже видно, что может существовать (и формироваться на основе только генетических механизмов) некая жёстко запрограммированная цель, мотив, в соответствии с которыми формируется определённая модель поведения. Тот же голод - это не только стремление к пище, но и избегание неприятного внутреннего ощущения. Другими словами, избегание (состояние дискомфорта) - первично, а мотивация поиска пищи - вторична. Инстинкт характеризуется тем, что "ситуация избегания" создаётся внутренними физиологическими процессами, которые запускаются внутренними или внешними сигналами.

Приблизительная схема инстинкта (движение психических процессов совпадает с направлением по схеме снизу-вверх):

* Доминирующая мотивация
* Цель (подчиненная)
* Мотив (подчиненный)
* Положительная эмоция
* Смещённая отрицательная эмоция
* Отрицательная эмоция
* Состояние дискомфорта, стресса
* Генетическая программа; нарушение гомеостаза

При включении генетической программы (врождённой реакции) или при нарушении гомеостаза в организме возникают физиологические изменения, вызывающие ощущение дискомфорта, что по аналогии с болевой реакцией можно трактовать, как безусловную реакцию (рефлекс). Более сложной безусловная реакция становится не только составляя цепи безусловных реакций, но и усложняясь при продвижении вверх по пирамиде-схеме (обрастая эмоциями и мотивами).

Поисковая активность тем или иным способом ослабляет это напряжение, например, частичным или полным удовлетворением потребности. Однако, понятие "удовлетворение потребности" в психологическом смысле не совпадает по времени с действительным удовлетворением. Удовлетворение в первом смысле, как правило, опережает удовлетворение во втором смысле. Например, наибольшее удовольствие человек испытывает только приступив к еде, а не после обеда, в состоянии насыщения. Психологическое удовлетворение (положительная эмоция в мотивированном состоянии), по сути, имеет фантомный характер. Но именно такой механизм направляет поведение в ситуации избегания в сторону ослабления внутреннего напряжения, обеспечивая сложные формы поведения. Например, инстинкт гнездостроения, родительский, ухаживания и др.

Дополнительные пояснения к схеме можно найти в разделе: "Эмоции, мотивация".

Половое влечение

Один из уровней полового влечения - это психосексуальная ориентация. Единственным фактором, который в этом плане может вызвать избегательные тенденции, является агрессия, уровень которой задаётся балансом половых гормонов: эстрогенами, тестостероном. Агрессия может проявляться в виде соперничества, иерархии доминирования, неприязненных взаимоотношениях.

Различные типы поведения по признаку агрессивности в порядке возрастания снизу-вверх:

* мужской агрессивный
* мужской слабо агрессивный (отцовский)
* женский (материнский)
* без взаимодействия (одиночество)

Нормальная половая (сексуальная) ориентация у мужчин, начиная с раннего детского возраста, формируется путём избегания крайних проявлений мужской агрессии (а с другой стороны - одиночества) и стремлением к женскому (материнскому) типу взаимодействия (без явного духа соперничества), и, следовательно, тяготению к женщинам.

Взаимодействие между мужчинами по типу "слабо агрессивный" характерно для деловых, дружеских и игровых (в детстве) отношений, а также - для отношений в семье.

Для формирования психосексуальной ориентации женщин также важным является агрессивный тип взаимоотношения между мужчинами. Агрессивные проявления - соперничество, доминирование - воспринимаются (неосознанно) женщинами как признак силы, способность защитить. И это становится главной причиной тяготения к мужчинам.

Окончательное закрепление наметившейся ориентации происходит, когда начинается половое созревание, и когда усиливается между представителями разных полов взаимная эмпатия.

Влияние семьи (строгий отец, добрая мать) не имеет, видимо, решающего значения в формировании половой ориентации, так как отношения в семье, как правило, более формальные, сглаженные, чем вне семьи.

Следовательно, нормой будет считаться взаимодействие с раннего детского возраста в смешанных по половому признаку группах сверстников, где будут иметь место как некоторые агрессивные, так и неагрессивные проявления.

Несимметричность нормальной половой ориентации, мужской и женской, связанна с несимметричностью проявления и восприятия агрессии у мужчин и женщин. При отклонениях (гомосексуализм, лесбиянство), несимметричность ориентаций становится более заметной. Возникнуть отклонения могут и по биологическим причинам (например, изменение баланса гормонов: эстрогенов и тестостерона), и по социальным (различные изоляции).

Другой уровень полового влечения связан с генитальными ощущениями (которые проективно распространяются и на представителей противоположного пола). На первый взгляд, последовательность событий выглядит так: состояние полового (сексуального) возбуждения, сопровождаемое эрекцией полового органа, побуждает к половой близости. Однако, возбуждение не может быть первичным (в смысле онто- и филогенеза) в этой череде событий, так как изначально "не известно" какие сигналы должны его запускать и для какой цели. Правильный ориентир может дать только ситуация избегания, созданная внутренними, физиологическими механизмами. Такую ситуацию создаёт первоначально независимый от внешних сигналов механизм эрекции: у мужчин - полового члена, у женщин - клитора.

Дело в том, что эрекция может возникать спонтанно, и не только во время интимных отношений. И другое важное замечание, вытекающее из первого: эрекция в большинстве случаев не сопровождается половым возбуждением (то есть возникает только генитальное возбуждение). Например, в быструю фазу сна, по утрам после сна, а иногда и днем, спонтанная эрекция, не переходящая в половое возбуждение, может иметь навязчивый характер и вызывать состояние общего дискомфорта, фрустрации, а также неприятные ощущения переполнения и раздражения (во время сна - неосознаваемые) непосредственно в половых органах. Это и есть биологически запрограммированное состояние, внутренняя ситуация, которая вызывает реакцию избегания. Возникающие затем (стимулированные воображением или во время полового контакта) приятные ощущения в половых органах (инверсия) и приятное половое возбуждение - вторичны и лишь указывают то направление, следуя которому происходит ослабление внутреннего напряжения (облегчение состояния дискомфорта), что в конечном счёте и определяет модель полового поведения.

В быструю фазу сна не только "накапливается" внутреннее напряжение в связи с эрекцией, но и возникают обстановочные условные реакции (которые, видимо, быстро затормаживаются) на обстановочные сигналы в сюжетах сновидений. Множество условных связей на обстановку, возможно, объясняет то, с какой лёгкостью эрекция в соответствующих ситуациях переходит в половое возбуждение. То есть два фактора: с одной стороны, давление безусловной реакции (состояние дискомфорта на эрекцию), и с другой, "накопление" условных связей на обстановку, балансируют в близком к равновесному положению (это определяется, видимо, соотношением количества снов и продолжительностью эрекции в быструю фазу сна), что даёт общую картину "отдаления неприятного раздражителя". Это повышает вероятность инверсии - перехода отрицательной эмоции дискомфорта в положительную эмоцию - приятные генитальные ощущения.

Кульминационным моментом полового поведения является оргазм - переживание сильного сексуального удовлетворения, совпадающее с резким ослаблением нервного и мышечного напряжения, - у мужчин связанный с эякуляцией. Физиологические ощущения и психологические переживания оргазма представляют собой третью составляющую феномена полового влечения.

Привлекательность

Уже отмечалось, что через механизм инверсии прослеживается причинно-следственная связь травмирующего (опасного) и привлекательного (красивого). Например, дикая природа одновременно и опасна и привлекательна. Аналогично страху на высоте, когда высота одновременно и притягательна, страх заблудиться в лесу, пораниться об острые камни и ветки (что наверняка случалось, и этот страх скрыт от сознания) делает лес привлекательным и по-своему красивым.

Данная закономерность пронизывает все сферы человеческой жизни (и, естественно, на более низком уровне - у животных). Это - что касается нижнего уровня психики - начиная с закономерностей восприятия зрительных образов, вкусовых ощущений, запахов, и продолжая явлениями культуры, эстетикой - образцами межличностного и социального взаимодействия, феноменом моды, искусством дизайна и т.д.

Например, желание сделать татуировку, пирсинг (персинг), одеть шокирующую одежду, в своей основе имеет очевидно неприятные эмоции: либо как результат травмирующих проколов (возможна проекция), либо вследствие неприязни к тем, кто превысил некий "разумный" порог (в том же пирсинге). Происходит избегание чрезмерных раздражителей в пользу раздражителей средней силы. То есть желание иметь все то же самое, только в меньших количествах. Стремлением к экстравагантности, собственно, и подпитывается индустрия моды.

Это и искусственная седина (седые пряди, мелирование), и окрашивание волос в неестественный цвет - голубой, розовый, фиолетовый, сиреневый, символизирующих повышенную эмоциональную активность.

Психические процессы, лежащие в основе привлекательности пирсинга могут быть представлены несколькими вариантами.
1 вариант. Человек боится проколов, порезов (это естественно); страх смещается на острые предметы. Неприязнь вызывает внешний вид этих инородных (острых) предметов.
2 вариант. Человек в своём окружении видит людей, сделавших пирсинг; страх проколов и порезов смещается далее, уже на них (в виде неприязни к этим людям).
3 вариант. Человек в узком кругу вращаться среди людей, сделавших пирсинг; желание сблизиться с этими людьми, вызвать у них симпатию (мотивация) включает механизм инверсии: теперь пирсинг (и люди его сделавшие) кажется привлекательным. Появилось желание сделать пирсинг себе тоже.
4 вариант. Человек настолько увлекается пирсингом, что расширяет свои контакты: например, входит в тусовку или вступает в клуб любителей пирсинга (мотивация усиливается, становится доминирующей).
5 вариант. Увлечённый пирсингом человек попадает в среду, в которой не приветствуется пирсинг (школа, университет); мотивация сублимируется, например, в страсть к коллекционированию предметов, имеющих отношение к пирсингу (колечки, серьги и т.д.), без их ношения.
Эти варианты могут отражать отношение к персингу у разных людей, то есть каким-то одним вариантом для конкретного человека и ограничиться. Но эти же варианты - также и стадии возможного развития процесса у одного человека, включая все предыдушие варианты-стадии.

Любая, даже легкая царапина сопровождается кровотечением. Следовательно, вид крови всегда ассоциируется с травмирующей ситуацией, что, возможно, и делает красный цвет красивым.

Следующий лексический ряд, похоже, подтверждает эту закономерность:

* чёрный - в смысле страшный, опасный;
* кровь;
* чермный - красный (старославянский);
* червонный - красный;
* красный;
* красивый.

Слова расположены в порядке возрастания привлекательности. Однако, в каждой из групп слов с родственной корневой основой имеются пары с противоположными по смыслу словами: чёрный - червонный, кровь - красивый. Слово "чермный" созвучное слову "чёрный" связано сходством значения с группой слов, родственных слову "красный".

Из этого следует, что этимологическая связь слов, обозначающих противоположные по знаку эмоциональные состояния, собственно, и показывает причинно-следственную связь этих эмоциональных состояний.

Два полюса просматриваются и в англоязычном варианте:

* black - чёрный;
* blood - кровь;
* blood curding - страшный, ужасный;
* blaze - блеск, великолепие;
* bliss - блаженство;
* beauty - красота.

Аналогичные результаты даёт анализ восприятия и синего (холодного) цвета. Скорее всего, это ассоциация на посинение (цианоз) кожи при переохлаждении. Цианоз (синяк) также возникает и в результате механической травмы. Следовательно, сине-голубой цвет тоже ассоциируется с травмирующей ситуацией.

Рассмотрим лексический ряд:

* black - чёрный;
* bleak - холодный, пустынный;
* blue - голубой, синий;
* blaze - блеск, великолепие;
* bliss - блаженство.

Здесь тоже наблюдаются два полюса эмоциональных реакций. То есть неосознанное стремление к преодолению неприятных переживаний также делает сине-голубой цвет привлекательным и распространённым. Например, голубизна в одежде и других деталях внешности, как и наличие оттенков красного, особенно подчёркивают женскую красоту.

Насыщение этими цветами усиливает эмоциональность любого образа - возбуждает чувство прекрасного. Сложившиеся популярные, сказочные персонажи выглядят именно так: бело-голубая одежда Снегурочки, красная шуба Деда Мороза, голубоватый образ Мальвины и др.

Эмоционально активными также являются оттенки сиреневого и фиолетового цветов.

По поводу внешности человека сначала высказывались догадки, а затем и было доказано экспериментально (J. Langlois & L. Roggman; 1990), что красивая внешность имеет минимальные отклонения от некой средней, композиционной внешности. Усреднённое лицо, полученное с помощью компьютерного наложения, оценивалось как более привлекательное, чем большинство индивидуальных лиц.

Можно предположить, что отклоняющаяся внешность вызывает настороженность как по причине ассоциирования с неприятными чертами характера, так и по причине редкой встречаемости. Избегается (неосознанно) редкое в пользу примелькавшегося.

Эмоциональный оптимум

Определённое стимулирующее воздействие (раздражитель), оказывая в разное время действие разной силы и вызывая ответную реакцию, как бы тестируется на степень опасности, "калибруется". Наиболее приемлемый (оптимальный) в данный момент уровень стимулирующего воздействия вызывает наиболее ощутимую положительную эмоцию.

Известно, что эффективность деятельности зависит от эмоционального возбуждения (П.Фресс, Ж.Пиаже, 1975). Оказывается, что очень слабое и очень сильное эмоциональное возбуждение (при соответствующей мотивации) приводит к снижению эффективности работы. И существует некий оптимум эмоционального возбуждения (оптимум мотивации), при котором деятельность максимально эффективна.

Взглянем на результаты этих экспериментов с несколько иной точки зрения: представив ситуацию, когда определённый уровень эмоционального возбуждения не задаётся экспериментально, а, наоборот, действуя каким-либо одним раздражителем разной силы в разное время, смотреть, какая будет эмоциональная реакция в зависимости от силы воздействия. Доминирующую мотивацию при этом считать постоянной величиной.

Если эффективность деятельности является хоть и косвенным, но показателем положительных эмоций, а неэффективность - показателем отрицательных эмоций, то результаты экспериментов вполне согласуются с рассмотренными выше примерами.

В примерах: вкусовых ощущений, действия природных факторов, взаимодействия с людьми, ощущения привлекательного, физической и трудовой активности и др., видно, что положительные эмоции вызывают только часто воздействующие (распространённые) раздражители средней силы.

Эффект тренировки, факт практического применения раздражающих, "отвлекающих" средств, а также использование в практической психологии феномена "катарсиса" - позволяют оценить роль и влияние уже пережитых эмоциональных реакций на силу и знак актуальной эмоциональной реакции.

Представим это схематично, обозначив некоторые понятия.

Концепция "эмоционального оптимума" - отражает представление, согласно которому оптимальное психическое (эмоционалное) состояние достигается путём избегания редко воздействующих, новых стимулов и отклоняющихся вариантов часто воздействующего стимула как в сторону усиления, так и ослабления.

"Оптимальный уровень воздействия" - сила стимулирующего (повреждающего, травмирующего) воздействия, оптимальная для данной ситуации.

"Оптимальная эмоциональная реакция (возбуждение)" - эмоциональная реакция, соответствующая наиболее подходящему для данной ситуации уровню стимулирующего воздействия.

"Оптимум ощущения" - вариант предыдущего понятия применительно к ощущениям.

"Максимально допустимый уровень воздействия" - максимальной силы воздействие в наиболее сильно мотивированном состоянии и при максимальной частоте воздействия (то есть частота воздействия раздражителя данной силы в опыте субъекта), действие которого ещё вызывает положительные эмоции.

"Минимальный уровень воздействия" - минимальное по силе воздействие в наиболее сильно мотивированном состоянии и при максимальной частоте воздействия, действие которого ещё вызывает положительные эмоции.

"Область положительных эмоций" - область на шкале какого-либо воздействия или реакций на воздействие, ограниченная согласно двум предыдущим понятиям, при переменных факторах ситуации.

"Область отрицательных эмоций" - вся оставшаяся часть шкалы, разделена на две части: очень слабые и очень сильные воздействия.

"Ситуация" - в данном случае учитывает степень влияния силы доминирующей мотивации и частоты воздействия (оба этих фактора влияют на то, каковы будут обстановочные условные связи и какая реакция будет на условный раздражитель и актуальные обстановочные сигналы).

Наблюдаемая закономерность для сильных, средних и слабых вариантов воздействия имеет место только при достаточной повторяемости (частоте) всех вариантов воздействия, но, как правило, при наибольшей повторяемости воздействия средней силы (как вызывающему положительные эмоции). А редкие стимулы (в том числе и крайние варианты по силе воздействия), независимо от их биологической значимости (силы), всегда воспринимаются организмом как новые, и реакцией на них будет либо ориентировочный рефлекс, либо избегание.

В данных определениях "стимулирующее воздействие" можно понимать несколько шире, включая не только повреждающее физическое воздействие, но и травмирующее переживание (психическую травму), которое в оптимальном своём выражении может проявиться в воспоминаниях, повседневных заботах, переживаниях при просмотре кинофильмов и т. д. В этом смысле разделение понятий "воздействие" и "реакция" весьма условно.

Состояние "оптимальной эмоциональной реакции" характеризуется чувством удовлетворения, приятного волнения, возбуждения; поведение субъекта подчинено стремлению достичь это состояние и находиться в этом состоянии.

Сильная мотивация (как фактор ситуации) может расширить "область положительных эмоций" (например, в состоянии голода станет приемлемой как более острая, так и более пресная пища, чем обычно).

Избегание повреждающего воздействия (стимула) как в его чрезмерном, так и слабом проявлении, приводит к тому, что для каждой конкретной ситуации определяется свой оптимальный уровень этого воздействия. Сильные травмирующие воздействия (переживания), которые невозможно избежать, будут вытеснены, смещены и, при наличии доминирующей мотивации, инвертированы. Реакция на слабые воздействия (дискомфорт) также может подвергаться трансформации (инверсии), что будет означать возвращение нормального самочувствия в новых условиях (например, в случае одиночества). Следовательно, опыт реагирования как на сильные, так и слабые раздражители также изменяет область положительных эмоций, - сдвигает её соответственно или в сторону сильных раздражителей, или в сторону слабых. Так, эффект тренировки, применение раздражающих, "отвлекающих" средств, а также эффект "катарсиса" - вызывают сдвиг области положительных эмоций в сторону более сильного раздражителя. Например, болевые сигналы с внутреннего органа уже перестают восприниматься как болевые (инверсия), и ощущение боли проходит. В этих последних примерах, по сути, моделируются психические процессы, которые возникают и развиваются в реальной действительности "сами по себе".

Эффект суммирования

Каждое оптимальное эмоциональное возбуждение (подчинённый процесс), если оно осознано, характеризуется, как уже отмечалось, некоторым усилением положительных эмоций (например, ощущение в меру солёного продукта). Неосознанное оптимальное эмоциональное возбуждение может слиться с другими в одно доминирующее эмоциональное возбуждение. Такой "эффект суммирования" даёт сильное положительное переживание, в некоторых случаях доходящее до эйфории. Так, вкус готового блюда воспринимается как нечто целое, вызывающее удовольствие, при том, что вкус каждого входящего ингредиента не осознаётся.

Эффект суммирования возникает и при восприятии внешности окружающих людей. На каждую из черт лица, линию (характеристику) фигуры, количество которых необозримо, возникает эмоциональная реакция, как при встрече с человеком - носителем этой черты-характеристики, возможно, отклоняющейся в ту или иную сторону. При суммировании большого количества эмоций (оптимальных эмоциональных возбуждений), в случае усреднённости соответствующих черт, в результате и получается такой сильный эффект привлекательности и красоты.

Во время половых отношений суммирование оптимальных эмоциональных реакций наблюдается на всех стадиях и на всех уровнях. Почти одновременно переживаются: личные симпатии, близкие отношения, ослабление фрустрации, преодоление стыда и запретного, физические контакты и т. д.

Сильное положительное эмоциональное переживание, ощущение эйфории, повторяясь и усиливаясь за счёт подчиненных эмоций, становится основой доминирующей мотивации.

Иванов Владимир Александрович
Дата опубликования: 21.01.2008


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2434"